Фунтофилия - коллекционирование гирь


Previous Entry Share Next Entry
(358) Завод Фельзера - "Двигатель Революции"
ВИСМ
funtofil

Гиря 500 гр. Завод "ДРФ", (Двигатель Революции/Фельзера) Фото из Инета


Гиря 1 кг. Завод "ДРФ" (Двигатель Революции Фельзера) Фото из Инета


Гиря 2 кг. Завод "ДРФ" (Двигатель Революции Фельзера) Фото из Инета



В середине лета 1915 года рижская железнодорожная станция «Александровские ворота» была забита составами, людьми и оборудованием. Паровые подъемные краны переносили на платформы станки, машины, заводское оборудование. Отдельно грузили тяжелые круги металла и чушки красной меди — мобилизационный запас материалов. Строгий воинский караул принимал эшелоны, солдаты в длинных шинелях, с трехлинейными винтовками, занимали места на платформах и на вагонных площадках.

Люди с чемоданами, узлами и коробками лезли в пассажирские вагоны. Вещей везли много, весь домашний скарб, уезжали надолго, многим никогда больше не придется увидеть красавицу Ригу и родную Латвию. На станции был слышен грохот артиллерийской канонады и разрывы немецких снарядов. Эшелоны уходили на восток, через пол России, на Волгу, в Нижний Новгород.

Завод «Фельзер и Ко» был основан в Риге, в 1873 году инженерами Карлом Фельзером, Карлом Ловисом и Уильямом Вайром. Для строительства завода владельцы купили участок земли на углу улиц Александровская и Пернаву (ныне улицы Бривибас и Пернавас). Сначала на фабрике работало всего 50 человек, но предприятие быстро развивалось и в 1891 году число рабочих достигло 300. Оборот заказов составлял более 544902 рублей.

Для расширения завода был куплен еще один участок земли на улице Суворова (ныне улица Кр.Барона, бывшая территория завода «Дарба спарс»). К тому времени на заводе уже была установлена паровая машина мощностью 300 л.с., 121 токарный станок, 37 сверлильных машин, 27 строгальных машин, 14 фрезерных станков, 8 шлифовальных машин, 8 прессов и т.д., причем оборудование позволяло обрабатывать детали до 10 метров длиной. «Фельзер и Ко» выпускал чугунное литье, паровые машины, холодильные установки, сельскохозяйственные машины и много другой продукции. После выставки в Нижнем Новгороде завод получил право изображать имперского орла на гербе — своеобразный знак качества тех времен. В начале ХХ века на заводе работало около 1000 рабочих и 115 служащих и конструкторов. Объем заказов достигал 2,5 млн рублей в год.

В 1905 году «Фельзер и Ко» изготовил первый дизель и вскоре стал ведущим заводом в России по производству дизелей. В 1914 году уже 40% продукции завода составляло дизелестроение. Большую часть заказов завод выполнял для Военного и Морского ведомств. Дизеля и оборудование отправлялись в Санкт-Петербург, где строились подводные лодки и корабли Российского флота.

Иностранный капитал давно и внимательно следил за развитием машиностроительной промышленности в России. Немецкая компания «Аугсбург-Нюренберг» в 1912 году, после трех лет ожесточенной закулисной торговли с Петербургским банком (владельцем 35% акций «Фельзера») стала обладательницей контрольного пакета (56%) акций завода. Германские монополии взяли под свой контроль все военные заказы, принятые «Фельзером» от русского правительства в 1913-1914 гг. Самые выгодные заказы были переданы на правах субподряда заводам немецких концернов «Крупп», «Шисс» и д.р. Вот, уж, воистину — кому война, а кому мать родна!

Несомненно, важность продукции завода для обороны страны явилось причиной того, что в июне 1915 года был подписан Высочайший приказ об эвакуации завода «Фельзер и Ко» в Нижний Новгород. Уже через месяц семь эшелонов с оборудованием и 50 вагонов с рабочими, всего около 700 человек, отправились на берега Волги. В то лето из Риги эвакуировалось более 170 предприятий.

17 октября 1915 года состоялась офицальная закладка завода в Нижнем Новгороде, а уже в феврале 1916 года предприятие выдало первую продукцию. Царское правительство выделило на строительство завода 663 тыс. рублей безвозвратного пособия и 2 847 тыс. рублей ссуды на 15 лет. Заказы военного ведомства достигли 1,8 млн. рублей. Первая очередь завода была введена в строй за 14 месяцев — небывалые для того времени сроки, выдающийся образец совместной деятельности рижских и нижнегородских промышленников!

События 1917 года не обошли стороной и завод «Фельзер и Ко». Производство остановилось, гражданская война еще более ухудшила экономическое положение огромного завода. В 1920 году после заключения мира с Латвией, с завода уехало более 300 высококвалифицированных рабочих.

Возрождение производства началось с 1922 года. 4 ноября 1922 года завод получил новое название «Двигатель революции» — что ни говори, молодые революционеры были, в чем-то, поэтами и романтиками. В 1925 году завод выпустил первый советский дизель мощностью 400 л.с. В истории завода продолжали звучать латышские фамилии: династия рабочих Финарти, Я.Я. Лоруп, Г.Ф.Аутруп, Г.Ф.Гейнсон, Я.М.Тауринь, Р.П.Зарин, Р.А.Штромберг, К.К.Лац, Ф.Ф.Аншон, Я.Я.Рублис, М.М.Грубе, Я.Я. Виндедз, К.И.Клуцис. и многие другие.

В 1926 году на заводе был создан первый советский бескомпрессорный двигатель марки БК-38. Главным конструктором двигателя был Отто Николаевич Штеблер. Дизель БК-38 выпускался в одно-, двух-, трех-, и четырехцилиндровом исполнении. При 300 оборотах в минуту двигатель развивал мощность от 35 до 140 л.с. Именно эти дизели и устанавливались потом в 1941 году на подземных электростанциях башенных батарей Моондзундских островов.

Завод рос и развивался. В 30-е годы он стал одним из ведущих предприятий в стране. Еще одним важным направлением деятельности завода «Двигатель революции» стало возрождение производства судовых дизелей. На горьковском заводе «Красное Сормово» началось строительство советских подводных лодок серии «Щ» и «С». На лодках устанавливались дизели завода «Двигатель революции». В Нижегородском Кремле на выставке военной техники, выпускаемой горьковскими заводами, стоит рубка подводной лодки «С-13″. Под командованием капитана Маринеско эта лодка потопила самый большой тоннаж судов противника, среди подводных лодок всех стран во Второй Мировой войне. Привел эту лодку к победе дизель завода «Двигатель революции», изготовленный, в том числе, и руками латышских мастеров.

Во время войны «Двигатель революции» продолжал выпускать дизели, но освоил и чисто военную продукцию. Здесь изготавливали 120-мм минометы, наладили производство коробок скоростей для танков Т-34, освоили сборку реактивных минометов — «катюш». Завод подчинялся вновь созданному Министерству минометного вооружения. За образцовое выполнение заданий правительства по производству минометов 16 апреля 1942 года завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

После войны завод активно участвовал в восстановлении народного хозяйства. Дизельные электростанции «Двигатель революции» можно было встретить в самых отдаленных районах страны. В 1948 году завод начал освоение новой продукции — газомоторкомпрессоров для нефтяной и газовой промышленности. Первый газомоторкомпрессор был установлен на нефтяном месторождении г. Небит-Даг. Нижегородские газомоторкомпрессоры установлены и на Инчукалнском газохранилище в Латвии, откуда они качают газ и в квартиры рижан.

Сегодня завод «Двигатель революции» переименован в Акционерное общество РУМО. Это одно из ведущих машиностроительных предприятий России. Продукция РУМО известна более чем в 30-ти странах мира.

Славный путь прошел завод, основанный в Риге, на берегах Даугавы и, волею судеб, возродившийся на берегах Волги, в Нижнем Новгороде!

Юрий Мелконов
Рига — Нижний Новгород
Май 2004 года

Автор выражает свою признательность Генеральному директору РУМО Егорову Виктору Александровичу за приглашение посетить завод «Двигатель революции» в Нижнем Новгороде и заведующей заводским музеем Милашевской Валентине Михайловне за помощь в ознакомлении с историей завода «Двигатель революции».
Подробнее - http://www.melkon.lv/travel/2004/07/12/dvigatel/


Водопроводный люк 1922 г. завода Фельзера.

?

Log in

No account? Create an account